МОСКОВСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Глава 1. Общие положения

1.1 Территория школы

Настоящий Кодекс действует на всей территории Московской экономической школы.

Территория школы включает в себя территории всех отделений МЭШ и ограничивается заборами, ограждающими комплексы зданий отделений школы.

Утверждено Правлением МЭШ 14 ноября 1997 года
Изменения внесены 27 июля 2000 года
Изменения внесены 29 апреля 2002 года

1.2 Философия образования

Правление Московской экономической школы считает, что образование должно быть ориентировано на развитие индивидуального потенциала каждого студента, признание его личности как высшей ценности. Придавая первостепенное значение в образовании развитию личности студента, Правление обращает внимание на то, что членам демократического общества должны быть присущи уважение к закону, правам других людей, понимание прав и обязанностей гражданина. Личностно-ориентированный подход к образованию предполагает развитие личности, для которой участие в делах гражданского общества не столько извне навязанная обязанность, сколько результат внутреннего побуждения и осмысленного выбора.

Образование целостной личности особенно важно сейчас, когда становится понятной несостоятельность философии образования, ориентированной только на передачу детям определенной суммы знаний. Для сегодняшних выпускников школ огромное значение имеет правильность выбора в решении тех или иных жизненных ситуаций. Поэтому очень важным в образовании сегодня являются передача студентам системы ценностей, развитие умений критически и творчески мыслить, эффективно общаться, успешно действовать в различных ситуациях, заботиться о здоровье и безопасности жизни.

Объем информации в каждой образовательной области настолько велик, что "энциклопедический подход" к оценке качества образования не может быть более применим. Обучение "умению учиться" становится таким же важным делом, как и обучение образовательным дисциплинам как таковым.

МИССИЯ ШКОЛЫ

Миссией МЭШ является создание сообщества студентов и учителей, в котором каждый стремится к самосовершенствованию. Все члены этого сообщества постоянно учатся друг у друга и развиваются в процессе совместной деятельности.

Стремясь к совершенству, МЭШ использует программы Международного Бакалавриата в качестве инструмента познавательной мотивации студентов и средства, побуждающего их стать людьми активными и сопереживающими, способными и желающими обучаться всю свою сознательную жизнь, ответственными и деятельными гражданами, патриотами своей страны, нравственно и физически здоровыми, умеющими творчески и критически мыслить, взаимодействовать с другими людьми.

Будучи "школой мира Международного Бакалавриата", МЭШ делает все возможное для того, чтобы ее студенты овладели наиболее существенными знаниями, жизненными умениями и диспозициями XXI века, могли успешно применять их в новых для себя ситуациях, были открыты для восприятия взглядов других людей, отличающихся от их собственных, проявляли чуткость и понимание, стали реальными участниками процесса создания сообщества мирно сосуществующих людей, исповедующих межкультурное взаимопонимание и уважение друг к другу.

Утверждено Правлением МЭШ 14 ноября 1997 года
Изменения внесены 06 апреля 2005 года

1.3 Цели и задачи

Содержание и характер работы школы определяются миссией школы и целевыми установками, сформулированными Правлением МЭШ в п. 1.2 настоящего Кодекса.

МЭШ – это школа, где:

  1. Есть достаточно ясные образовательные стандарты с высоким уровнем требований к студентам и учителям, а также эффективные технологии для реализации этих стандартов. Быть отличником учебы, членом сборной команды МЭШ по тому или иному предмету, быть избранным в то или иное Почетное общество - очень престижно.
  2. Все учителя и администраторы - мастера своего дела, имеющие высшую квалификацию.
  3. Студентов и учителей отличает высокая дисциплина. Они строго соблюдают Кодекс. Школа свободна от курения, употребления спиртных напитков и наркотиков, безопасна для всех находящихся в ней.
  4. По окончании начальной школы все студенты социально активны, с удовольствием участвуют в общешкольной жизни, социально значимых школьных проектах и программах.
  5. Все студенты к концу четвертого класса хорошо читают по-русски и по-английски.
  6. Все студенты к концу седьмого класса готовы изучат ь математику на углубленном уровне.
  7. К концу девятого класса все студенты пишут, сочиняют и уверенно выступают на русском и английском языках. Они готовы продолжать образование на английском языке.
  8. К концу девятого класса все студенты обладают хорошо сформированными общеучебными умениями и навыками, способны самообразовываться, занимаются самообразованием с увлечением.
  9. Все выпускники достаточно подготовлены, чтобы продолжить образование в высшем учебном заведении.
  10. Все учителя, администраторы и студенты - технологически грамотные люди. Все учебные помещения подключены к Интернету.

Утверждено Правлением МЭШ 14 ноября 1997 года
Изменения внесены 27 июля 2000 года

1.4 Образовательные программы школы

Выбор образовательных программ МЭШ обусловлен тем, что по итогам обучения в школе каждый выпускник должен иметь возможность получения Диплома о среднем образовании государственного образца и продолжения образования в одном из высших учебных заведений Российской Федерации. МЭШ также создает возможность своим выпускникам для продолжения образования в колледжах или университетах других стран мира.

В связи с этим МЭШ регулярно подтверждает государственную аккредитацию. Это значит, что образовательные стандарты и программы школы согласованы и утверждены Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.

МЭШ входит в число школ Международного Бакалавриата. Она использует программы PYP ( Primary Years Program ), MYP ( Middle Years Program ) и DP ( Diploma Program ), которые наиболее полно отражают философию образования МЭШ, изложенную в настоящем Кодексе, и позволяют реализовать ее в педагогической практике.

Утверждено Правлением МЭШ 26 декабря 1997 года
Изменения внесены 06 апреля 2005 года

1.5 Эмблема МЭШ

Эмблема Московской экономической школы представляет собой две стилизованные, частично совмещенные между собой буквы. Буква "Э" русского алфавита - начальная буква слова "ЭКОНОМИЧЕСКАЯ" и буква " E " английского алфавита - начальная буква слова " ECONOMIC ". Буквы стилизованы так, что представляют зеркальное отражение друг друга, указывая на смысловую направленность - двуязычное образование.

Средняя горизонтальная перекладина у обеих букв заменена на два элемента: у буквы "Э" - круг, у буквы "Е" - треугольник, вследствие чего эти буквы стали самостоятельными графическими элементами. При совмещении они образуют графический символ, отображающий идейную направленность (экономика), заложенную в названии учебного заведения.

Круг и треугольник, как элементы в буквах "Э" и "Е" выбраны потому, что создают:

во-первых, положительные эмоции с точки зрения эстетики, избавляя от "сухости" восприятия графической структуры, построенной на прямых углах и циркульных кривых, создают геометрическое равновесие в системе построения эмблемы;

во-вторых, круг и треугольник, как геометрические фигуры, указывают на прямую связь с учебным процессом и школой, а также придают эмблеме "детскость", где круг может быть мячом, а треугольник – элементом детского конструктора.

Вертикальные линии, проведенные слева и справа, придают законченность (закрытость) графическому образу, превращая его в объемно-пространственную структуру (эмблему), давая возможность прочтения еще одной смысловой направленности, указывающей на идейное содержание данной эмблемы: открытая книга – учеба – просвещение.

Верхняя половина эмблемы представляет собой стилизованный зубец кремлевской стены, что указывает на местонахождение Московской экономической школы.

Простой принцип построения эмблемы (прямые линии, циркульные кривые, круг и треугольник) позволяет легко выполнить ее в любом масштабе - от значка до декоративного элемента на фасаде здания МЭШ.

Утверждено Правлением МЭШ 26 февраля 2002 года
Изменения внесены 06 апреля 2005 года

1.6 Пропускной режим

Для студентов, членов их семей и сотрудников МЭШ пропуском в школу является электронная карта-пропуск.

В воскресные и праздничные дни допуск в школу осуществляется по установленным пропускам на основании письменных заявок (списков), подписанных президентом, вице-президентом или директором отделения.

Лица, не имеющие пропусков, и лица, которым необходимо посетить школу для решения личных вопросов или по приглашению сотрудников школы в часы, не предусмотренные распорядком дня, допускаются в школу на основании письменных заявок, подписанных президентом МЭШ. О допуске в школу посетителей, не имеющих пропусков, делается запись в "Книге посетителей"; им выдаются гостевые пропуска.

Выход студентов из школы осуществляется согласно учебному расписанию по окончании занятий в сопровождении родителей или членов семей. Выход студентов из школы до окончания занятий осуществляется на основании письменного заявления родителей или доверенных лиц семьи студента.

Выпускники школы имеют право свободного посещения МЭШ после 17 часов.

Вынос имущества, оборудования и других материальных ценностей из школы осуществляется по материальным пропускам, подписанным президентом, вице-президентом или директором отделения.

Требования, предъявляемые сотрудниками службы, обеспечивающей безопасность в МЭШ, в пределах их компетенции являются обязательными для всех сотрудников, студентов и посетителей школы.

Утверждено Правлением МЭШ 29 апреля 2002 года
Изменения внесены 06 апреля 2005 года

Глава 2. Образовательный процесс

2.1 Цели образовательного процесса

Цели образовательного процесса определяются миссией Московской экономической школы. Результатом процесса должно стать создание сообщества студентов и учителей, в котором каждый стремится к самосовершенствованию. Все члены этого сообщества постоянно учатся друг у друга и развиваются в процессе совместной деятельности.

Основу образовательного процесса составляют программы Международного Бакалавриата. Они являются инструментом познавательной мотивации студентов, средства, побуждающего их стать людьми активными и сопереживающими, способными и желающими обучаться всю свою сознательную жизнь, ответственными и деятельными гражданами, патриотами своей страны, нравственно и физически здоровыми, умеющими творчески и критически мыслить, взаимодействовать с другими людьми.

Будучи "школой мира Международного Бакалавриата", МЭШ организует образовательный процесс таким образом, чтобы ее студенты овладели наиболее существенными знаниями, жизненными умениями и диспозициями XXI века, могли успешно применять их в новых для себя ситуациях, были открыты для восприятия взглядов других людей, отличающихся от их собственных, проявляли чуткость и понимание, стали реальными участниками процесса создания сообщества мирно сосуществующих людей, исповедующих межкультурное взаимопонимание и уважение друг к другу.

Обязанностью сотрудников каждого подразделения МЭШ во главе с их руководителями являются разработка и реализация практических мер, соответствующих перечисленным выше образовательным целям школы.

Указанные образовательные цели МЭШ должны служить критерием для разработки или отбора образовательных стандартов и программ, технологий образования и системы оценивания успешности студента. Ответственность за достижение образовательных целей школы лежит на президенте МЭШ и руководителях подразделений.

Утверждено Правлением МЭШ 14 ноября 1997 года
Изменения внесены 06 апреля 2005 года

2.2 Практика оценивания успешности студентов

Правление Московской экономической школы считает, что следование следующим принципам позволяет справедливо оценивать успешность каждого студента:

  1. Методы оценивания должны соответствовать цели оценивания, а именно:
    • прогрессу студента,
    • получению информации о продвижении студента в достижении образовательных целей,
    • получению сведений, необходимых для оценивания эффективности образовательной программы и образовательного процесса.
  2. Необходимо предоставлять студентам возможности для демонстрирования результатов обучения, подлежащих оцениванию.
  3. Процедуры оценивания успешности студента должны соответствовать цели оценивания и их следует постоянно совершенствовать.
  4. Процедуры подведения итогов оценивания должны завершаться точным и понятным представлением того, каких результатов достиг студент (оценки, отчеты, обобщение, комментарии).
  5. Отчеты о результатах оценивания должны быть ясными, точными и иметь практическое значение для тех, кому они предназначены.

Утверждено Правлением МЭШ 14 ноября 1997 года
Изменения внесены 06 апреля 2005 года

2.3 Оценка успешности студента. Порядок апелляции

Администрация школы отвечает за то, чтобы оценки студентам выставлялись на справедливой профессиональной основе. В случаях, когда студенты или родители считают, что при выставлении оценки была допущена ошибка, они могут подать апелляцию.

Порядок подачи и рассмотрения апелляции следующий:

  1. Студент или родители должны сначала обратиться к преподавателю для получения полного объяснения того, почему была выставлена данная оценка. Если начальное объяснение не удовлетворило, студент или родители могут настаивать на получении объяснения в письменной форме. Преподаватель обязан дать ответ в письменной форме относительно своего решения при выставлении оценки. В письме должно быть указано, когда студент обратился с апелляцией к учителю, и какое решение принял учитель. Учителю при подготовке ответа следует посоветоваться со своим непосредственным руководителем и подшить копию ответа в файл студента.
  2. Если студент или родители не согласны с решением преподавателя, письмо может быть направлено заместителю директора отделения с указанием того, что данный преподаватель не сумел убедить студента или разрешить сомнение родителей в отношении выставленной оценки, и поэтому необходимо дальнейшее разбирательство по этому вопросу. Получив письмо, заместитель директора отделения проводит собственное разбирательство ситуации. По итогам разбирательства он уведомляет студента или родителей о своем решении в письменной форме. Копия ответа хранится в файле студента.
  3. В случае, когда родители или студент не соглашаются с решением заместителя директора отделения, они могут обратиться с письмом к директору отделения или президенту школы. В письме должна быть указана причина обращения и отмечен тот факт, что разъяснения по данному вопросу преподавателя и заместителя директора отделения не удовлетворили заявителей. Заявление будет рассмотрено директором отделения, президентом или специалистом, которому он поручит это сделать. Итоги рассмотрения должны быть обсуждены с заместителем директора отделения, и ему будут даны рекомендации о том, какая оценка должна быть окончательно внесена в соответствующие документы школы. Родители или студенты должны быть проинформированы директором отделения или президентом в письменной форме об окончательном решении.

ПРИМЕЧАНИЕ:

  • Апелляции принимаются только в течение трех дней после выставления текущих, четвертных, годовых и экзаменационных оценок.
  • Текст с изложением порядка подачи апелляции студентами и родителями должен быть помещен в органайзер студента.

Утверждено Правлением МЭШ 14 ноября 1997 года
Изменения внесены 06 апреля 2005 года

2.4 Программы для детей с задержкой или трудностями в развитии, детей-инвалидов

Такие программы разрабатываются и применяются только в отношении детей, имеющих трудности или задержку в развитии, детей-инвалидов, списки которых утверждены Правлением МЭШ. В других случаях при выявлении задержки в развитии у ребенка он не принимается в школу или, если он уже был принят, отчисляется из школы. Условия отчисления определяются Правлением МЭШ.

К данной категории студентов относятся те, кто в силу недостатков в интеллектуальном, социальном, физическом и/или психологическом развитии требуют специальных образовательных подходов, средств и/или программ для максимальной реализации их потенциала. Для них должна быть создана образовательная среда, наиболее полно соответствующая их индивидуальным особенностям. Большинство студентов, относящихся к данной категории, могут обучаться в классе вместе со всеми студентами при условии специальной коррекции и поддержки.

Для студентов, имеющих разнообразные серьезные нарушения или отклонения в развитии, может потребоваться значительная корректировка их образовательной программы. В этом случае может быть принято решение о введении индивидуального режима дня студента, когда он часть дня занимается со всеми в классе, а другая часть дня отводится индивидуальным занятиям. В случаях, когда поведение студента серьезно угрожает безопасности или мешает занятиям других студентов, может быть принято решение о его полном переводе на индивидуальное обучение.

Решения по вопросам обучения студентов с задержкой или отклонениями в развитии должны достигаться путем взаимопонимания между психолого-педагогическими работниками школы и родителями (или лицами, их заменяющими). В основе такого понимания лежит взаимное доверие, обмен конфиденциальной информацией о ребенке и организация командной работы с ним.

Программы обучения детей с задержкой или трудностями в развитии, а также решения по вопросам, связанным с организацией обучения и проведением итоговой аттестации данной категории студентов, принимаются психолого-педагогическим консилиумом, созываемым вице-президентом МЭШ. На психолого-педагогическом консилиуме разрабатываются для каждого ребенка данной категории индивидуальные программы обучения, соразмерные его способностям. К разработке этой программы может быть привлечен сам студент. Только психолого-педагогический консилиум может внести изменения в работу со студентами, относящимися к данной категории. Решения психолого-педагогического консилиума по вопросам обучения студентов с задержкой или отклонениями в развитии являются обязательными для всех участников образовательного процесса.

Утверждено Правлением МЭШ 26 декабря 1997 года
Изменения внесены 06 апреля 2005 года

2.5 Программы для одаренных студентов

МЭШ делает все необходимое для того, чтобы предоставить широкие возможности (помещения, оборудование, опытных учителей) каждому студенту для проявления в полной мере своих способностей, интересов и реализации потенциала. В связи с этим Правление создает условия для предоставления разнообразных образовательных услуг, включая услуги, связанные с удовлетворением образовательных потребностей особо одаренных студентов.

Возможности школы в работе с особо одаренными студентами значительно расширяются благодаря привлечению к ней широкого круга специалистов извне (например, преподавателей Высшей школы экономики и других университетов, колледжей, высококлассных специалистов из числа родителей и т.п.).

Особо одаренным студентам предоставляется широкий выбор факультативов, курсов с углубленным уровнем изучения предметов.

Лучшая пятерка студентов по предмету в параллели составляет основу для команды класса, принимающей участие в школьной олимпиаде. Победителям школьных и окружных олимпиад присваиваются звания:

  • Член Лиги филологов;
  • Член Лиги математиков;
  • Член Лиги искусствоведов;
  • Член Лиги информатиков;
  • Член Лиги обществоведов;
  • Член спортивной Лиги;
  • Член Лиги естествоиспытателей.

Пятерка лучших студентов по итогам школьной олимпиады составляет основу команды МЭШ по предмету для выступления на окружных, городских, национальных и международных соревнованиях.

Студент, входящий в течение трех лет в одну из команд МЭШ или занявший призовое место на городской, всероссийской, международной олимпиаде, становится членом одного из Почетных обществ:

  • Почетного общества филологов;
  • Почетного общества математиков;
  • Почетного общества искусствоведов;
  • Почетного общества информатиков;
  • Почетного общества обществоведов;
  • Почетного спортивного общества;
  • Почетного общества естествоиспытателей.

Самые одаренные студенты имеют возможность обучаться по дипломной программе Международного Бакалавриата.

Утверждено Правлением МЭШ 26 декабря 1997 года
Изменения внесены 27 июля 2000 года
Изменения внесены 06 апреля 2005 года

2.6 Язык обучения

Языками обучения в Московской экономической школе являются русский и английский.

Утверждено Правлением МЭШ 26 декабря 1997 года

2.7 Количество студентов в классе

Численность образовательного центра подготовительного-9 классов МЭШ ограничивается 36 студентами. Образовательный центр делится на учебные группы по 12 студентов для изучения общеобразовательных дисциплин, на группы не более 9 студентов для изучения иностранных языков. В случае, если фактическая численность образовательного центра меньше 36 студентов, администрация МЭШ имеет право формировать учебные группы большей численности.

Количество студентов в учебных группах 10, 11 и 12 классов не должно превышать 16.

Утверждено Правлением МЭШ 26 декабря 1997 года
Изменения внесены 27 июля 2000 года
Изменения внесены 06 апреля 2005 года
Изменения внесены 09 декабря 2010 года

2.8 Образовательные средства и материалы

Правление МЭШ делает все возможное для обеспечения учителей и студентов самыми разнообразными образовательными средствами и материалами для выполнения, поддержки и усовершенствования образовательных программ школы. Эти средства и материалы, разнообразные по исполнению и уровню трудности, должны помогать представлять различные точки зрения на изучаемые проблемы, удовлетворять потребности всех без исключения студентов и учителей.

К образовательным средствам и материалам относятся любые источники и материалы, несущие обучающую функцию. Они включают утвержденные и рекомендуемые учебники, задачники, сборники упражнений, журналы и газеты, учебные пособия, игры, аудиовизуальные записи, компьютерные программные средства и т.п. К ним относятся также образовательные экскурсии, посещения выставок, музеев, спектаклей, встречи с интересными людьми, участие в мероприятиях, проводимых различными организациями и институтами и др.

Отбор образовательных средств и материалов осуществляют директора отделений. По результатам отбора они формируют заявки на приобретение (или финансирование) и направляют их вице-президенту МЭШ. После утверждения вице-президентом заявки удовлетворяются. Вице-президент и заведующий библиотекой могут внести встречные предложения по приобретению образовательных средств и материалов для школы. Заявки от учителей на приобретение образовательных средств и материалов должны направляться директорам отделений.

Библиотека ежемесячно информирует учителей, студентов и администрацию о новых поступлениях образовательных средств и материалов.

Критерии отбора образовательных средств и материалов:

Образовательные средства и материалы должны:

  • поддерживать и обогащать образовательные программы школы с учетом разнообразных интересов, способностей, уровней социального и культурного развития обучающихся студентов;
  • стимулировать интеллектуальное и эстетическое развитие студентов, а также улучшение их грамотности, развитие творческих способностей, навыков исследовательской деятельности;
  • быть максимально разнообразными, способствовать активизации мыслительной деятельности студентов, формированию критического мышления в студенческой среде, выражению различных точек зрения, их анализу, принятию студентами ответственных решений;
  • мотивировать студентов уметь самостоятельно оценивать свои поступки и поведение, способствовать осознанию ими своих гражданских прав, обязанностей и привилегий;
  • содержать информацию о вкладе различных религиозных, политических, этнических и культурных групп в развитие нашего государства и мирового сообщества;
  • содержать точную, выверенную информацию;
  • соответствовать возрасту, способностям, эмоциональным и образовательным особенностям студентов;
  • иметь эстетическую, литературную и/или общественную ценность;

Образовательные средства и материалы, несущие в себе искаженные факты или информацию, могут быть использованы только в особых случаях, например, когда необходимо научить студента распознавать пропагандистские приемы и их использование в данном конкретном контексте.

Среди прочих критериев отбора тех или иных образовательных средств и материалов следует учитывать факторы их цены, долговечности, безопасности, удобства сборки или хранения и т.п.

Утверждено Правлением МЭШ 26 декабря 1997 года
Изменения внесены 06 апреля 2005 года

2.9 Пользование компьютерными сетями и Интернетом

  1. Работа студентов с компьютерным оборудованием разрешается только под руководством ответственных работников МЭШ.
  2. В помещениях, оборудованных компьютерами, запрещается находиться в верхней одежде и уличной обуви. Портфели и сумки студенты должны оставлять при входе, не загромождая ими проходы.
  3. В помещениях, оборудованных компьютерами, запрещается бегать, делать резкие движения, качаться и кататься на стульях. Высота стула должна быть отрегулирована в соответствии с ростом пользователя, ноги должны иметь опору.
  4. Запрещается проводить занятия в учебных классах, оборудованных компьютерами, при запертых входных дверях.
  5. По окончании работы компьютеры следует отключить от сервера (серверов).
  6. Категорически запрещается:
    • приносить в помещения, оборудованные компьютерами, пищу, напитки, жевать жевательную резинку;
    • отключать блокировочные устройства и снимать предохранительные кожухи, касаться руками задних панелей системных блоков, мониторов и периферийных устройств, дотрагиваться до экранов или защитных фильтров;
    • включать и выключать оборудование, образующее ИС, без разрешения преподавателя информатики или инженера (консультанта), подключать оборудование к промышленной электросети и отключать оборудование от нее, производить переключения в устройствах, находящихся под напряжением, производить любые перемещения оборудования, кроме клавиатур компьютеров и манипуляторов ("мыши");
    • менять режимы работы компьютеров, мониторов и других устройств;
    • менять настройки системы, записывать, изменять и удалять любую информацию на жестких дисках системы, за исключением своих рабочих файлов, предусмотренных учебным процессом, в специально выделенных индивидуальных директориях;
    • регистрироваться и работать в ИС под чужим паролем;
    • устанавливать программное обеспечение без разрешения ответственного сотрудника МЭШ;
    • использовать дискеты и CD-ROM'ы без разрешения ответственного сотрудника МЭШ;
    • использовать дискеты и CD-ROM'ы без предварительной проверки их ответственным сотрудником МЭШ на отсутствие вирусов;
    • использовать программы, которые позволяют вмешиваться в работу локальной сети (перехват/дешифрование пароля, несанкционированное администрирование сети);
    • играть в компьютерные игры без разрешения ответственного сотрудника МЭШ;
    • посещать Web-сайты, содержащие непристойную, нецензурную, порнографическую, расистскую, фашистскую, садистскую информацию;
    • выполнять другие виды работ, не оговоренные предварительно с ответственным сотрудником МЭШ;
    • подключать личные компьютеры к электронной сети МЭШ без разрешения ответственного сотрудника МЭШ.
  7. В случае обнаружения неисправностей в оборудовании или сбоев в работе программных средств, а также возникновения непредвиденных реакций системы следует немедленно прекратить работу и сообщить об этом ответственному сотруднику МЭШ, не пытаясь решить проблему самостоятельно.

Утверждено Правлением МЭШ 26 декабря 1997 года
Изменения внесены 26 февраля 2002 года
Изменения внесены 06 апреля 2005 года

2.10 Выезды за пределы территории школы

Правление придает большое значение образовательным возможностям объектов, организаций и институтов, находящихся за пределами школы и считает, что посещения этих организаций расширяют кругозор студентов, стимулируют их интерес к школьным программам.

Выезды за пределы территории школы должны осуществляться преимущественно на автобусах школы. Общее руководство группой студентов и работников школы осуществляет сотрудник, определенный соответствующими приказом или распоряжением. В приказе или распоряжении должны быть определены обязанности других работников школы на время выезда.

В отсутствии приказа или распоряжения общее руководство осуществляет руководитель подразделения или учитель, проводящий выездное занятие. Ответственность за безопасность и охрану здоровья студентов несет сопровождающий сотрудник службы безопасности.

Утверждено Правлением МЭШ 26 декабря 1997 года
Изменения внесены 06 апреля 2005 года

2.11 Доступ к внутришкольной документации, информации об оценивании студентов, классным журналам

Документы, содержащие информацию об оценках студентов, их продвижении, должны храниться достаточно длительное время. В случае необходимости, по согласованию с директором отделения, студенты и родители могут ознакомиться с этими материалами.

Срок хранения в архиве классных журналов – 10 лет. Индивидуальные файлы студентов накапливаются и хранятся в соответствующем образовательном центре на протяжении всего периода обучения. После того, как студент окончит школу, его файл помещается в архив и хранится там в течение десяти лет.

Утверждено Правлением МЭШ 26 декабря 1997 года
Изменения внесены 06 апреля 2005 года

2.12 Объявления и реклама в школе

В школе допускается вывешивание или распространение объявлений или рекламы, включая размещение информации на школьном WEB-сайте, только с согласия руководителей подразделений или организаций, деятельность которых легализована в школе. К таким организациям или подразделениям относятся:

  • Правление МЭШ
  • Администрация МЭШ
  • Директор отделения
  • Заместитель директора отделения, координатор программы PYP
  • Заместитель директора отделения, координатор программы MYP
  • Заместитель директора отделения, координатор программы DP
  • Руководитель психологической службы отделения
  • Руководитель образовательного центра, педагог-психолог
  • Центр учительской карьеры
  • Детско-юношеская спортивная школа "Московские Жирафы"
  • Детская музыкальная школа "Камертон"
  • Студенческий совет
  • СМИ МЭШ (печать, радио, ТВ)
  • Редсовет "Книги года"
  • Родительско-учительская ассоциация
  • Администрация столовой-кафетерия

Для объявлений или рекламы, вывешиваемых или распространяемых всеми перечисленными организациями и подразделениями, обязательным условием является указание в правом нижнем углу названия организации или подразделения и виза руководителя.

Администрация школы имеет право пресечь распространение или вывешивание объявлений или рекламы, осуществляемых в нарушение процедур, описанных в настоящем разделе Кодекса МЭШ.

Утверждено Правлением МЭШ 26 декабря 1997 года
Изменения внесены 27 июля 2000 года
Изменения внесены 06 апреля 2005 года

Глава 3. Учителя

3.1 Кодекс учителя *

Учитель МЭШ - это педагог, верящий в:

  • ценность и достоинство каждого человека;
  • необходимость поиска истины и следования ей всегда и во всем;
  • превосходство демократических принципов управления и отношений между людьми.

Он свободен в педагогическом творчестве, имеет право на свободу убеждений и открытое их выражение.

Учитель МЭШ является гарантом равных образовательных возможностей для всех студентов. В своей работе он руководствуется следующими принципами:

Ответственность перед каждым студентом

Учитель МЭШ делает все от него зависящее для того, чтобы помочь каждому студенту реализовать свой личностный потенциал. Он поддерживает и стимулирует в студентах чувство любознательности, настрой на приобретение знаний и понимание изучаемого материала, помогает студенту ставить перед собой достойные цели.

В связи с этим учитель МЭШ:

  • Должен делать все от него зависящее для защиты студента от того, что вредит его здоровью, безопасности или учебе.
  • Должен помогать студенту преодолевать имеющиеся у него затруднения.
  • Не должен необоснованно ограничивать студента в самостоятельности действий, направленных на постижение изучаемого материала.
  • Не должен необоснованно ограничивать или запрещать студенту выражать различные точки зрения на изучаемые проблемы.
  • Не должен намеренно препятствовать продвижению студента.
  • Не должен допускать преследований студентов в связи с их национальной принадлежностью, семейным положением, политическими, религиозными или иными убеждениями.
  • Не должен допускать пристрастного отношения к студентам. Он не имеет права: отстранить студента от участия в том или ином задании или проекте; предоставить кому-либо из студентов особые условия в выполнении того или иного задания (за исключением случаев, указанных в п. 2.4 настоящего Кодекса).
  • Не должен использовать профессиональные отношения со студентами для извлечения личной выгоды.
  • Не должен раскрывать информацию относительно студентов, полученную в ходе исполнения своих профессиональных обязанностей, если такое раскрытие не служит интересам студентов.

Отношение к своей профессии

Учитель МЭШ дорожит доверием родителей своих студентов и проявляет высокую ответственность в своей профессиональной деятельности. Он постоянно занимается самообразованием, повышает свою профессиональную квалификацию, много читает, следит за тенденциями развития образования в мире, сам участвует в инновационных процессах, своей работой способствует росту репутации МЭШ.

Учитель МЭШ:

  • Правдив, не допускает искажений фактов о своей профессиональной деятельности в документах, представляемых на конкурсную или аттестационную комиссии.
  • Помогает администрации школы в привлечении в МЭШ лучших учителей г. Москвы.
  • Не позволяет себе неуважительных высказываний или злонамеренных утверждений в отношении своих коллег.
  • Не имеет права принимать денежные вознаграждения или подарки от родителей или других лиц, в результате которых могут измениться его профессиональные решения или действия.
  • Не позволяет себе высказываний или действий, которые могут негативно отразиться на репутации МЭШ, стать причиной морального или материального ущерба школе или ее работникам, студентам или родителям.

Утверждено Правлением МЭШ 26 декабря 1997 года
Изменения внесены 06 апреля 2005 года

* Под словом "Учитель" подразумеваются все преподаватели, воспитатели, педагоги-психологи, психологи и администраторы, работающие в МЭШ.

Глава 4. Студенты

4.1 Кодекс студента

Студент Московской экономической школы, где бы он ни находился, демонстрирует качества, утверждающие и подкрепляющие высокую репутацию МЭШ. Он проявляет учтивость и уважение по отношению к другим людям, заботится о своем внешнем виде, достойно ведет себя.

Студенты Московской экономической школы делают все возможное для создания и сохранения на территории школы среды, поддерживающей достоинство и самоуважение личностей, соблюдение дисциплины.

А. Общие правила

  1. Школа открыта для посещения студентами в соответствии с утвержденным режимом работы отделения (с понедельника по субботу). В другое время студенты могут находиться в школе либо по специальному разрешению дежурного администратора, либо под наблюдением кого-нибудь из педагогических работников.
  2. Пропуском в школу служит электронная карта-пропуск. Обязанность студента иметь электронную карту-пропуск всегда при себе. В случае утери получение дубликата электронной карты-пропуска осуществляется в установленном школой порядке.
  3. Самостоятельно выйти из школы после окончания занятий могут студенты, имеющие разрешение на свободный выход на основании письменного заявления родителей или доверенных лиц семьи студента. Заявление родителей должно быть составлено по форме, утвержденной директором отделения, и завизировано педагогом-психологом образовательного центра.
  4. Выход студентов из школы до окончания занятий возможен в следующих случаях:
    • на экскурсии и другие мероприятия в соответствии с КШД – в сопровождении преподавателей и других работников школы согласно заранее оформленной заявке;
    • по семейным обстоятельствам – в сопровождении родителей или представителей семьи согласно письменному заявлению на имя педагога-психолога.
  5. Прием пищи разрешен только в специально отведенных местах в соответствии с утвержденным режимом работы школы.
  6. Во время перерывов на второй завтрак, обед или полдник студентам открыт доступ в библиотеку, лаборатории, спортивные и танцевальные залы при наличии там кого-либо из работников школы.
  7. В коридорах не разрешается бегать и кричать.
  8. Лестничные площадки и проходы должны быть свободными. Пользуясь лестницей, студенты должны придерживаться правой стороны и идти спокойно, не бежать, не толкаться и не мешать движению других.
  9. Категорически запрещается делать надписи на стенах, партах, стульях, шкафах для одежды, царапать и ломать школьную мебель, оборудование и другое имущество.
  10. Студенты не имеют права приносить в школу медицинские препараты (если студенту необходимо принимать какие-либо лекарства в течение учебного дня, родители обязаны поставить в известность врача МЭШ и педагогов-психологов образовательного центра), наркотические средства, взрывчатые вещества (включая петарды), оружие (в т.ч. газовое, пневматическое и игрушечное), газовые баллончики, табачные изделия, напитки, содержащие алкоголь, а также использовать их в школе или на каких-либо школьных мероприятиях.
  11. На территории школы и вокруг нее запрещено курение.
  12. Мусор следует выбрасывать только в урны.
  13. Запрещено жевать жевательную резинку во время учебных занятий.
  14. Одежда студента должна отвечать требованиям, изложенным в разделе 4.6 настоящего Кодекса.
  15. Студент МЭШ должен следить за своей прической и длиной волос: волосы у мальчиков и юношей не должны касаться воротника пиджака или сорочки, закрывать глаза, полностью закрывать уши. Волосы должны сохранять естественный цвет, как у юношей, так и у девушек. Украшательство не допускается.
  16. Разрешение на приглашение гостя в школу должно быть получено заранее от руководителя службы безопасности.
  17. Пользование мобильными телефонами, личными стереоплейерами, электронными играми и любыми другими звукопроизводящими устройствами в здании МЭШ запрещено. Учитель вправе отобрать у студента мобильный телефон, стереоплейер или электронную игру и передать их дежурному администратору. Отобранные вещи возвращаются родителям дежурным администратором.
  18. Входя в школу, студент снимает головной убор.
  19. Категорически запрещены сквернословие и рукоприкладство.
  20. Студент МЭШ несет ответственность за сохранность своих вещей.

Б. Правила поведения в классе

Идя на занятие, каждый студент должен:

  • иметь при себе органайзер и выполненное домашнее задание;
  • быть в классе без опозданий. Ориентиром своевременного прихода в класс служат настенные часы, находящиеся в классе;
  • подготовиться к занятию, выложив на парту необходимые книги, тетради и другие учебные материалы.

Во время урока каждый студент должен:

  • просить разрешения у учителя высказаться или задать вопрос поднятием руки. Недопустимо перебивать учителя или беседовать с другим студентом во время урока;
  • иметь свои письменные принадлежности, книги, учебники, тетради;
  • проявлять самостоятельность мысли и действия. Списывание и плагиат категорически запрещены. Недопустимы списывание и плагиат при написании самостоятельных творческих работ: эссе, сочинений, рефератов и т.п. При использовании заимствованных текстов ссылки на первоисточник обязательны.

В конце урока каждый студент должен:

  • записать в органайзер домашнее задание и сделать другие необходимые записи;
  • подождать, пока учитель отпустит с урока;
  • убрать свое рабочее место и задвинуть стул.

В. Оценка работы студента в школе

Каждую четверть подводятся итоги работы студента в школе. Оценивается работа студента в наиболее успешной для него сфере учебной и внеучебной деятельности. Студенты награждаются следующими сертификатами: за участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня - "Знайка", "Знаток", "Умники и умницы", "Член лиги по предмету"; за достижение поставленных целей - "Умейка", "Мои достижения", "За целеустремленность", "За достижения в учёбе"; за творческую деятельность - "Умелые руки", "Волшебная маска", "Юные таланты", "Овация"; за исследовательскую деятельность - "Юный исследователь", "Общество исследователей", "Исследователь", "Открытие"; за работу в команде - "Верные друзья", "Дружная команда", "Сплоченная команда", "За командную работу"; за доброе отношение к окружающим людям - "Доброе сердечко", "Общество добрых сердец", "Jose Pascua"; за спортивные достижения - "Олимпиец", "Бодрость и здоровье", "Красота и здоровье", "За здоровый образ жизни".

По итогам учебного года лучшие студенты отмечаются Благодарственным письмом Правления МЭШ, званиями "Гражданин мира", "Стипендиат МЭШ", "Член Почетного общества", "Студент года", "Команда года МЭШ". Выдвижение кандидатов на награждение производится студенческими советами и психолого-педагогическими советами образовательных центров. Присвоение званий и утверждение кандидатов на поощрение Благодарственным письмом Правления МЭШ производится психолого-педагогическим консилиумом МЭШ. Главными критериями оценки работы студентов при рассмотрении их кандидатур на награждение Благодарственным письмом Правления МЭШ и присвоение званий являются: академическая успеваемость, отношение к учебе, поведение и участие в делах школы.

Студенты, не успевающие по тем или иным предметам и не проявляющие усилий в освоении учебного материала, имеющие в течение и по итогам двух четвертей неудовлетворительные оценки по одному или нескольким предметам, приглашаются на психолого-педагогический консилиум начальной /основной/старшей/ школы. Психолого-педагогический консилиум предлагает студенту программу самостоятельного преодоления имеющихся трудностей на предстоящую четверть и, в случае необходимости, корректирует учебный план студента. Если в течение последующей за психолого-педагогическим консилиумом четверти положение дел не изменится, студенту могут быть рекомендованы дополнительные занятия с репетиторами за дополнительную плату со стороны родителей неуспевающего студента. Если и занятия с репетиторами в течение срока, установленного психолого-педагогическим консилиумом, не дадут результата, может быть поставлен вопрос об отчислении студента из школы или оставлении его на второй год. Окончательное решение по этому вопросу принимает педагогический совет МЭШ.

Г. Экзамены, конкурсы, олимпиады, контрольные работы

Школа высоко ценит честность, и этим определяются правила поведения студентов на экзаменах, при написании контрольных работ, во время проведения конкурсов, олимпиад и других соревнований. Обман является грубейшим нарушением, как для студента, так и для группы студентов. Он нетерпим в любой форме.

Во время экзаменов, конкурсов, олимпиад, контрольных работ :

  • все книги и тетради должны быть убраны со стола;
  • студентам не разрешается смотреть в работы других студентов;
  • студенты имеют право выходить из класса только в случае крайней необходимости;
  • нельзя разговаривать во время экзаменов;
  • студенты не имеют права списывать, пользоваться шпаргалками.

В случае невыполнения этих требований студент автоматически получает неудовлетворительную оценку за экзамен или контрольную работу, удаляется с конкурса или олимпиады.

Д. Правила поведения в столовой и кафетерии

  • Нельзя нарушать очередь.
  • Необходимо оплачивать стоимость еды, не брать в долг.
  • Не разрешается передвигать столы и стулья в другие места.
  • Во время еды не следует громко разговаривать.
  • После еды необходимо убрать за собой. Задвинуть стул.

Е. Правила пользования библиотекой

  • В читальном зале и библиотеке запрещается кричать, громко разговаривать, бегать, делать резкие движения, качаться или кататься на стульях. Следует уважать право других на занятия в тишине.
  • Запрещается делать надписи на книгах и пособиях, принадлежащих школе, вырывать страницы из книг. В случае порчи или утери библиотечной книги или пособия студент обязан восполнить ее (его) точно такой (таким) же или выплатить денежную компенсацию, в пятикратном размере превышающую стоимость книги или пособия, изданных за рубежом, в десятикратном размере превышающую стоимость книги или пособия, изданных в России.
  • Грубым нарушением настоящего Кодекса является вынос из библиотеки книги или пособия без регистрации ее (его) у работника библиотеки.

Ж. Нарушения требований Кодекса студента МЭШ

Исполнение требований Кодекса студента МЭШ контролируется вице-президентом школы и директором отделения школы.

Нарушения Кодекса студента МЭШ рассматриваются в порядке, определенном п. 4.7 Кодекса Московской экономической школы.

В отношении студентов, допустивших нарушения Кодекса студента МЭШ, применяются дисциплинарные наказания, изложенные в п. 4.7 Кодекса Московской экономической школы.

Утверждено Правлением МЭШ 26 декабря 1997 года
Изменения внесены 27 июля 2000 года
Изменения внесены 4 декабря 2001 года
Изменения внесены 26 февраля 2002 года
Изменения внесены 29 апреля 2002 года
Изменения внесены 06 апреля 2005 года

4.2 Зачисление студентов в школу

Все дети принимаются в МЭШ на общих основаниях. Дети в возрасте от 3 до 6 лет проходят входное медико-психолого-педагогическое тестирование. Дети 7 лет и старше проходят медико-психолого-педагогическое тестирование и входное тестирование по английскому и русскому языкам и математике.

По итогам входного тестирования ребенка приемной комиссией МЭШ оформляется лист абитуриента, содержащий рекомендации студенту, родителям и учителям. Выполнение рекомендаций приемной комиссии обязательны для всех участников образовательного процесса (студента, родителей, учителей). Списки абитуриентов передаются в Правление МЭШ.

На основании рекомендаций приемной комиссии, одной рекомендации родителей, чей ребенок уже учится в школе, а также рекомендации одного из членов Правления, Правление МЭШ рассматривает и утверждает списки детей для зачисления в Московскую экономическую школу. В случаях, когда рассматривается вопрос о приеме в школу брата или сестры студента, уже обучающегося в МЭШ, рекомендации не требуются.

При условии положительного решения Правления и наличия свободных мест в школе с родителями заключается Договор по установленной форме. После подписания Договора одним из родителей и президентом школы ребенок считается зачисленным и становится студентом МЭШ.

Утверждено Правлением МЭШ 26 декабря 1997 года
Изменения внесены 26 февраля 2002 года
Изменения внесены 06 апреля 2005 года

4.3 Прием на обучение детей иностранных граждан

МЭШ – общеобразовательная средняя школа, созданная для обучения детей граждан Российской Федерации.

Вместе с тем школа заинтересована в приеме определенной части детей граждан из англоязычных стран. Это необходимо для создания в школе двуязычной среды общения и обучения. Количество детей иностранных граждан в МЭШ должно составлять не более 10% от общего числа студентов школы.

Дети иностранных граждан принимаются в МЭШ на общих основаниях. Так же как и дети граждан РФ, они проходят входное тестирование по английскому и русскому языкам и математике. При условии положительных результатов тестирования и наличия свободных мест в школе с родителями заключается Договор по установленной форме.

Утверждено Правлением МЭШ 26 декабря 1997 года
Изменения внесены 06 апреля 2005 года

4.4 Посещение школы

Посещение студентами школы контролируется ежедневно. Так как посещаемость напрямую связана с академическим прогрессом студента, важно свести к минимуму пропуски учебных занятий и опоздания. Пропуски занятий и опоздания влияют не только на индивидуальные успехи студента, но и на успеваемость всего класса.

Студент не должен пропускать учебные занятия без уважительной причины.

Студент обязан самостоятельно в течение недели изучить весь пропущенный материал, если только нет другой договоренности с учителем. Все встречи и телефонные разговоры с преподавателями студенту следует планировать во внеучебное время.

Незапланированные пропуски занятий

Если студент не может придти в школу, его родителям в то же утро необходимо позвонить дежурному администратору, объяснить причину отсутствия сына или дочери и сообщить о приблизительной дате выхода студента на занятия. Пропустив занятия и придя после этого в школу, студент должен иметь справку от врача или заявление от родителей на имя директора отделения и передать один из названных документов старшему преподавателю или педагогу-психологу образовательного центра. Справка должна содержать информацию, касающуюся тех или иных ограничений упражнений (особенно физических) и рекомендации лечащего врача, если они имеются. Освобождение от занятий физкультурой производится только на основании медицинской справки.

Пропуск урока без оправдательного документа рассматривается как прогул. Студент не допускается к занятиям, не предоставив документ, подтверждающий уважительную причину отсутствия. Допуск к занятиям студент или его родители получают у администрации школы.

Запланированные пропуски занятий

Освобождение от учебных занятий возможно на срок не более чем 10 учебных дней в течение учебного года на основании заявления одного из родителей студента, которое заблаговременно (не позднее, чем за неделю) подается на имя директора отделения. В этом случае пропущенные учебные занятия должны быть компенсированы либо самостоятельной работой студента, либо его дополнительными занятиями с учителями до или после пропущенного периода. О работе за пропущенное время студент отчитывается, выполняя соответствующие зачетные работы. Пропущенные занятия, не отработанные в установленные сроки, рассматриваются как прогулы. Если студент имеет в течение года 10 или более пропущенных учебных дней без уважительной причины, он может быть отчислен из МЭШ.

Опоздания

Студент, опоздавший в школу на первый урок, не допускается на территорию школы до окончания урока. Ответственность за жизнь, безопасность и здоровье ребенка в это время несут родители. Допуск на второй урок студент или его родители получают у дежурного администратора школы.

Студент, находящийся в школе и опоздавший на урок, в класс не допускается. Допуск на следующий урок он получает у педагога-психолога. Пропуск урока по причине опоздания рассматривается как прогул.

Уход из школы ранее установленного времени

Если родители студента хотят, чтобы их сын или дочь ушли из школы ранее установленного времени, они должны обратиться с письменным заявлением к педагогу-психологу и получить от него разрешение.

Утверждено Правлением МЭШ 26 декабря 1997 года
Изменения внесены 29 апреля 2002 года
Изменения внесены 06 апреля 2005 года

4.5 Форменная одежда студентов

Студенты МЭШ всегда должны следить за своей одеждой. Она должна быть чистой, незаношенной. Большое значение следует придавать умению носить одежду.

Следует различать три вида форменной одежды МЭШ:

  • Форма для торжественных случаев.
  • Форма повседневная.
  • Спортивная форма.

Значок или эмблема МЭШ являются обязательным атрибутом школьной формы.

К торжественным случаям относятся:

  • Торжественная линейка 1 сентября, посвященная началу учебного года.
  • 1 февраля – День рождения МЭШ.
  • Праздник последнего звонка.
  • Дни проведения итоговых аттестаций (экзамены).
  • Дни участия студентов МЭШ в составе команд школы на окружных, городских, национальных или международных соревнованиях, конкурсах или олимпиадах.
  • Презентации проектов, ярмарки идей.
  • Ассамблеи студентов и учителей по понедельникам.
  • Иные события, имеющие общешкольное значение.

Организуя то или иное общешкольное мероприятие, не перечисленное в данном списке, педагоги-психологи обязаны оговорить рекомендуемую форму одежды со студентами и родителями не позднее чем за три дня до мероприятия.

Комплект форменной одежды студентов представлен в каталоге "Московская экономическая школа. Форма студента".

Студент, нарушивший п.4.5 настоящего Кодекса, не допускается на учебные занятия. Допуск к занятиям он получает у дежурного администратора.

Утверждено Правлением МЭШ 26 декабря 1997 года
Изменения внесены 04 декабря 2001 года
Изменения внесены 29 апреля 2002 года
Изменения внесены 06 апреля 2005 года
Изменения внесены 26 апреля 2011 года

4.6 Дисциплина студентов. Разбор дисциплинарных нарушений

Все участники образовательного процесса Московской экономической школы делают все возможное для создания и сохранения на территории школы среды, поддерживающей достоинство и самоуважение личностей, соблюдение дисциплины.

А. Дисциплинарные нарушения

К дисциплинарным нарушениям относятся:

  • опоздания на занятия,
  • пропуски занятий без уважительной причины,
  • сквернословие,
  • рукоприкладство,
  • курение,
  • употребление спиртных напитков или наркотических средств,
  • оскорбление словом или действием окружающих людей,
  • сознательная порча школьного имущества,
  • несоответствие внешнего вида студента требованиям настоящего Кодекса (п. 4.6),
  • другие нарушения, изложенные в п. 4.1 настоящего Кодекса.

Б. Порядок подачи жалобы при дисциплинарном нарушении

Любой человек, который считает, что поведение, слова или действия студента или группы студентов, оскорбляют его достоинство, или который стал свидетелем дисциплинарного нарушения, должен немедленно проинформировать об этом дежурного администратора.

Дежурный администратор в свою очередь информирует директора отделения.

В зависимости от характера нарушения директор отделения передает его на рассмотрение в:

  • студенческий совет класса,
  • студенческий совет школы (отделения),
  • малый педагогический совет начальной/основной, старшей/ школы,
  • административное совещание,
  • психолого-педагогический консилиум,
  • родительско-учительскую ассоциацию.

Орган, на рассмотрение которого было направлено сообщение о нарушении, в недельный срок письменно информирует президента МЭШ и директора соответствующей школы о принятых мерах. В исключительных случаях рассмотрение дисциплинарного нарушения студента может быть передано в педагогический совет или Правление МЭШ.

В. Меры воздействия

В отношении людей, допустивших дисциплинарные нарушения, применяются следующие меры воздействия:

Предупреждение

Письменное сообщение нарушителю о том, что в случае повторения нарушения требований Кодекса школы он/она будет привлечен к более строгой дисциплинарной ответственности, вплоть до исключения из школы;

Предписание

Предписание от руководителя подразделения или директора отделения, которое определяет дальнейший характер поведения нарушителей Кодекса. В случае если требования Предписания нарушителем не выполняются, он подвергается более строгому наказанию;

Отстранение

Письменное сообщение об отстранении от учебных занятий или от работы на определенный период времени. Отстранение может предусматривать недопущение в школу или к пользованию тем или иным имуществом школы на определенный период времени.

Данное наказание применяется во всех случаях употребления студентами спиртных напитков или курения на территории школы. Вопрос о дальнейшем обучении таких студентов в МЭШ рассматривается психолого-педагогическим консилиумом отделения;

Исключение из школы

Лишение статуса студента Московской экономической школы.

Меры воздействия перечислены по степени строгости. В зависимости от конкретной ситуации они могут применяться в сочетании друг с другом. Возможны случаи исключения из школы без каких-либо предварительных мер воздействия, если президент школы считает, что ситуация того требует.

Какая бы мера воздействия ни была предпринята, ее должен сопровождать разговор учителя или педагога-психолога со студентом.

О нарушении следует обязательно проинформировать родителей. Это нужно сделать до того момента, как студент покинет школу.

Учителя школы должны проявлять справедливость в определении меры воздействия и стараться достигать при ее применении улучшения дисциплины.

Контроль за дисциплиной студентов осуществляет заместитель директора отделения соответствующей школы.

Утверждено Правлением МЭШ 26 декабря 1997 года
Изменения внесены 04 декабря 2001 года
Изменения внесены 29 апреля 2002 года
Изменения внесены 06 апреля 2005 года

4.7 Программы зарубежных обменов студентов

Правление МЭШ поддерживает программы обменов студентов МЭШ со студентами из других стран. Программа обмена может быть инициирована школой или родителями студента.

На место студента, выезжающего на обучение за рубеж, принимается иностранный студент того же возраста. Финансовые отношения со школой, куда выезжает студент МЭШ, и его родителями строятся на безвалютной основе. Родитель выехавшего на обучение студента МЭШ по обмену оплачивает расходы, связанные с пребыванием и обучением иностранного студента в МЭШ. Расходы на пребывание и обучение студента МЭШ за рубежом несет принимающая сторона.

Утверждено Правлением МЭШ 26 декабря 1997 года
Изменения внесены 06 апреля 2005 года

Глава 5. Родители

5.1 Ответственность родителей перед школой, школы перед родителями. Договор с родителями

Ответственность родителей перед школой и школы перед родителями определяется Договором. Текст Договора готовится администрацией МЭШ и утверждается Правлением. Вносить изменения в текст Договора может только президент школы по согласованию с ее Правлением.

Утверждено Правлением МЭШ 27 июля 2000 года
Изменения внесены 06 апреля 2005 года

5.2 Ответственность родителей перед своими детьми

Родители студента МЭШ создают условия для обеспечения хорошего эмоционального и физического самочувствия своего ребенка в целях полной реализации его творческого потенциала.

Родители студента МЭШ:

  1. Заботятся о соблюдении режима труда и отдыха своего ребенка дома, особенно в выходные и каникулярные дни. Студенты начальной школы должны спать не менее 10 часов, студенты основной и старшей школ не менее 8 часов. Длительность занятий на компьютере не должна превышать 20-25 минут в начальной школе и 40 минут в основной и старшей школах. Гимнастика для глаз обязательна для всех студентов. Время просмотра телевизора не должно превышать 30 минут.
  2. Соблюдают дома принципы сбалансированного здорового питания.
  3. Предоставляют школе полную официальную информацию о состоянии здоровья и о вакцинации своих детей.
  4. Способствуют активному двигательному режиму детей, поощряют участие своего ребенка в 40-минутных прогулках, уроках физкультуры, а также спортивных часах, организуемых в школе. Они не вправе изменять двигательный режим детей в школе без медицинского основания.
    Ребенка, почувствовавшего недомогание во время занятий, один из родителей обязан забрать из школы. Если ребенок освобожден от уроков физкультуры, он обязан заниматься в группе ЛФК.
  5. Обеспечивают ребенка информацией об индивидуальных особенностях его здоровья с целью уменьшения ситуаций, ухудшающих его состояние.
  6. Организация родителями дней рождения детей, на которые приглашаются одноклассники, возможна только по пятницам и субботам.
  7. Недопустимы денежные вознаграждения или подарки работникам школы со стороны родителей, в результате чего могут измениться профессиональные решения или действия педагогов.

Утверждено Правлением МЭШ 29 апреля 2002 года
Изменения внесены 06 апреля 2005 года

5.3 Жалобы и обращения

Правление МЭШ с одобрением относится к конструктивной критике школы, если эта критика вызвана искренним желанием улучшить качество образовательного процесса или программ, или если она направлена на более эффективное достижение результатов, связанных с реализацией миссии МЭШ.

В связи с этим Правление, желая не упустить и использовать все ценное и полезное из того, что может быть заключено в жалобах и обращениях, устанавливает определенный порядок обращения.

Каналы, по которым заявителям следует направлять жалобы или обращения, следующие:

  • Учитель
  • Руководитель образовательного центра
  • Педагог-психолог образовательного центра
  • Заместитель директора отделения по начальной /основной или старшей/ школе
  • Руководитель психологической службы отделения
  • Директор отделения
  • Вице-президент
  • Президент
  • Правление МЭШ

Правление берет к рассмотрению жалобы или обращения от родителей только после того, как их рассмотрели соответствующие работники МЭШ, и результаты этого рассмотрения не удовлетворили заявителя. Исключения составляют жалобы на работу самого Правления.

Утверждено Правлением МЭШ 26 декабря 1997 года
Изменения внесены 06 апреля 2005 года

5.4 Жалобы со стороны родителей на персонал школы

Правление МЭШ полностью доверяет персоналу школы и делает все возможное для того, чтобы оградить работников от необоснованных, злонамеренных, негативных жалоб и критики.

Поэтому, независимо от того, кому адресованы жалоба или обращение - непосредственно Правлению или кому-либо из его членов - его следует передать для рассмотрения и принятия решения школьной администрацией. Работника, на которого поступила жалоба, следует ознакомить с ее содержанием и дать ему возможность объяснить ситуацию, прокомментировать ее и представить свое видение происходящего, подкрепив его конкретными фактами.

Если это представляется необходимым, заявитель, работник, на которого подана жалоба, или администрация могут потребовать публичного разбора ситуации в целях достижения большей объективности при ее рассмотрении. В таких случаях на обсуждение приглашаются обе стороны и администрация. Приглашенные должны представить на рассмотрение дополнительные факты и объяснения, позволяющие ясно понять их позицию. Принимая решение, Правление (или один из его Комитетов) не рассматривает в качестве доводов слухи и сплетни. Проявления эмоций, если они не имеют непосредственного отношения к фактической стороне дела, также не принимаются во внимание.

Утверждено Правлением МЭШ 26 декабря 1997 года
Изменения внесены 06 апреля 2005 года

5.5 Участие родителей в управлении школой

Правление МЭШ считает, что школа должна делать все возможное для того, чтобы все ее действия вызывали понимание, уважение и одобрение со стороны родительской общественности. В связи с этим администрации и персоналу МЭШ необходимо вовлекать родителей в дела школы, поощрять участие родительской общественности в образовательном процессе, учитывать общественное мнение при формировании и реализации программ развития МЭШ.

Участие родителей в заседаниях Правления МЭШ

  1. Правление приветствует желание родителей присутствовать на заседаниях Правления, где каждый может поставить вопросы в соответствии с повесткой дня и получить на них ответ из первых уст.
  2. Заседания Правления школы открыты для посещения родителями МЭШ. Любой родитель имеет право быть допущенным на заседание и не может быть удален с него за исключением случаев недостойного поведения.
  3. На заседаниях Правления или его Комитетов, за исключением тех случаев, когда есть специальное разрешение Правления, использование электросветового, звукозаписывающего оборудования, видеокамер, любых других устройств механического, электронного или подобного характера, используемых для аудио- и видеозаписи, запрещено.
  4. От родителей, желающих принять участие в заседании Правления, требуется письменная заявка с изложением своей позиции по вопросу, который Правление планирует обсуждать. Заявка подается не позднее, чем за три дня до заседания.
  5. Если родитель, желающий выступить на заседании Правления, представляет группу людей, то он должен в заявке указать не только свое имя, но и имена людей, которых он представляет. Обязательно должны быть указаны также адрес и телефон, по которым Правление может поддерживать связь с подателем заявки.
  6. Выступление на заседании Правления должно быть предельно кратким и ограничивается пятью минутами, если на этот счет нет специального разрешения Правления. Еще 15 минут резервируются для того, чтобы члены Правления могли задать вопросы подателям заявки и прояснить их позицию, получив ответы на свои вопросы.
  7. Выступающие на Правлении могут критиковать работу школы или ее планы и программы в целом. Правление на своих заседаниях не принимает и не обсуждает жалобы на отдельных работников школы или конкретных людей, связанных с ней. Для обсуждения вопросов, касающихся работы отдельных личностей, предусмотрены иные процедуры, изложенные в п. 5.4 настоящего Кодекса.
  8. Во время выступления члены Правления не выражают своего мнения, они только задают вопросы для достижения понимания ситуации. Правление проводит обсуждение предложенного представителями общественности материала в процессе обычной работы.
  9. Родителям, представляющим свои материалы на рассмотрение Правления, напоминают, что, задавая вопросы или высказываясь, члены Правления выражают свою личную, а не официальную позицию, т.е. вопросы, адресованные отдельным членам Правления, и ответы, полученные от них, являются выражением их индивидуальных мнений. Официальный ответ от имени Правления может быть дан только после обсуждения представляемых материалов всем составом Правления и принятия соответствующего решения.
  10. Порядок рассмотрения писем и заявлений, направляемых в адрес Правления, следующий:
    1. Любой родитель, который желает, чтобы его корреспонденция дошла до Правления и была внесена на его обсуждение, должен направить ее по адресу школы:
      123376, Москва, ул. Заморенова, д. 29
      Правление Московской экономической школы.
    2. Письма и заявления, получаемые Правлением, могут быть включены в повестку дня. Секретарь Правления, готовя обсуждение письма или заявления, должен указать:
      • от кого поступило письмо или заявление (конкретное лицо или группа лиц);
      • тему для обсуждения, по которой Правление будет принимать решение.
    3. Член Правления, получивший в свой адрес письмо или заявление от родителей и желающий вынести его на обсуждение Правления или одного из его Комитетов, должен передать данное заявление секретарю Правления для включения в повестку дня с пояснением, почему он предлагает обсудить этот материал.

Порядок обращения родителей к администрации МЭШ

Каждый родитель может обратиться по всем вопросам, связанным с деятельностью школы, к любому из представителей администрации МЭШ. Президент, вице-президенты, директора школ, руководители образовательных центров и главный бухгалтер еженедельно ведут прием родителей в часы, установленные "Циклограммой МЭШ", утверждаемой ежегодно президентом школы. Информация о часах и днях приема родителей вывешивается администрацией на информационных досках отделений МЭШ в центральном вестибюле.

В зависимости от характера обращения, если не требуется дополнительное разбирательство, ответ или разъяснения родителю могут быть даны во время приема. В случае, когда требуется дополнительное разбирательство, автору обращения во время приема назначаются дата, время и место встречи для получения ответа по существу обращения. Родитель может быть приглашен на заседание педагогического совета, психолого-педагогического консилиума или в другие организационные структуры для участия в рассмотрении его обращения.

Посещение родителями школы и учебных занятий

Школа открыта для посещения родителями, внесения ими предложений по улучшению качества образовательного процесса. Ежемесячно в МЭШ проводятся "Дни открытых дверей", во время которых родители могут побывать на занятиях у любого учителя школы. Каждый понедельник родители встречаются с учителями и другими работниками школы, не упомянутыми в предыдущей статье.

Посещение школы и учебных занятий родителями сопровождается дополнительной психологической и эмоциональной нагрузкой для учителя, поэтому во все остальные дни посещение учебных помещений и уроков родителями возможно только с письменного согласия самого учителя и директора отделения. Учитель вправе отказаться от беседы с родителем в случае, если он пришел в неустановленное время. Несоблюдение родителями режима работы школы (посещение школы в неустановленное время, необоснованное самовольное освобождение ребенка от занятий, включая уроки физкультуры, спортивные часы и прогулки) считается дисциплинарным нарушением. Дисциплинарные нарушения родителей рассматриваются Комитетом по вопросам образования Правления МЭШ.

Утверждено Правлением МЭШ 26 декабря 1997 года
Изменения внесены 27 июля 2000 года
Изменения внесены 26 февраля 2002 года
Изменения внесены 29 апреля 2002 года
Изменения внесены 06 апреля 2005 года

5.6 Родительско-учительская ассоциация

Членство и работа родителей в родительско-учительской ассоциации (РУА) предоставляет им возможность постоянно влиять на состояние образовательного процесса в МЭШ.

РУА является некоммерческой общественной организацией.

Задачами РУА являются:

  • Обеспечение взаимопонимания и взаимодействия между школой и семьей.
  • Вовлечение родителей в дела школы.
  • Поддержка главной идеи МЭШ о том, что студент является важнейшим участником образовательной системы школы.
  • Забота о студентах и поддержка образовательных целей МЭШ.

Положение о РУА согласовывается с Правлением МЭШ.

Под руководством председателя Правления администрация МЭШ обязана раз в год встретиться с представителями РУА для изложения своих взглядов на развитие школы, обсуждения вопросов, интересующих родителей. Если необходимо, по инициативе той или другой стороны такие встречи могут проводиться чаще.

Утверждено Правлением МЭШ 26 декабря 1997 года
Изменения внесены 06 апреля 2005 года

Глава 6. Порядок внесения изменений в Кодекс

Вносить изменения в настоящий Кодекс может только Правление школы.

Комитеты Правления и президент МЭШ могут вносить свои предложения по внесению изменений в настоящий Кодекс. Предложения должны направляться в Правление в письменном виде.

Устав МЭШ закрепляет за Комитетами Правления функции разработки и отслеживания выполнения концепций и планов, связанных с тем или иным направлением деятельности Правления. Обязанностью председателя Комитета Правления является периодическое рассмотрение на заседаниях Комитета содержания разделов настоящего Кодекса, относящихся к сфере деятельности Комитета. По результатам рассмотрения Комитет вносит предложения по внесению изменений в те или иные разделы Кодекса. В случае, когда предлагаемые изменения затрагивают интересы групп людей, перед внесением в Правление своих предложений Комитет должен провести консультации с соответствующими группами.

Члены Правления, желающие предложить новые разделы Кодекса или внести изменения в существующие разделы, могут это сделать на очередном заседании Правления при обсуждении новых вопросов повестки дня. Правление может направить внесенные предложения в один из своих Комитетов для изучения и выработки рекомендаций.

Утверждено Правлением МЭШ 14 ноября 1997 года
Изменения внесены 06 апреля 2005 года

Наверх